Пятница, 13.12.2024, 15:53 | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Первоклассный родитель

Проект МОУ "Гимназия №18"

Главная
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Авторский коллектив

Исаева Наталья Викторовна

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
Юркина Татьяна Борисовна
 
Поиск
Друзья сайта
  • Сетевой портал "ДАР"
  • Персональный сайт Крупениной О.В.
  • Персональный сайт Юркиной Т.Б.
  • Сообщество учителей начальной школы
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    [ Добавить вопрос ]


    Вопрос этот интересует практически всех родителей и задав в поиске вопрос "как делать с детьми домашнее задание" вы найдёте тысячи ответов и советов на эту тему. Вы прочтёте что нужно, к примеру, создать мотивацию к учению, не торопить и не подгонять, делать уроки вместе с ребёнком, а не за него, постоянно поддерживать, хвалить, а также советы о том, как организовать рабочее время ребёнка и создать условия для правильного процесса организации домашнего задания. Я же хочу остановиться на психологической составляющей взаимоотношений в семье в процессе подготовки уроков. Становясь родителями, мы каждую минуту общения с ребёнком воспитываем в нем личность. Подготовка домашнего задания не исключение. Здесь мы в первую очередь развиваем в ребёнке волевые качества: терпение, умение идти до конца, не опускать руки перед трудностью, аккуратность, а главное - положительное отношение к интеллектуальному поиску. Важно, чтобы ребёнок научился понимать задачу как возможность самостоятельно и с удовольствием сделать что-то. А также возможность общения с родителями и получение положительного опыта для своего настоящего и будущего духовного роста.
    Многие родители, видя, что их ребёнок не понимает элементарных с их точки зрения вещей начинают кричать на ребёнка, другими словами раздражаться. Им кажется, что он специально "выматывает нервы", "издевается". И здесь закладывается дурная привычка выполнять домашнюю работу при негативном эмоциональном настрое. Есть немало людей, которые уже будучи взрослыми помнят безрадостные моменты домашний "мучений" при подготовке домашнего задания. Один взрослый мужчина признался: "Мать всегда очень кричала, а потом била. Было очень больно. Не понимаю, зачем она это делала". А вот воспоминания одной женщины, которая уже сама дважды мама. "Вспоминаю, что всегда мне трудно давалась математика. А так как учились мы во вторую смену, то уроки приходилось делать вечером, ну почти ночью. Ведь утром родители на работе, никто не сможет проверить. Мама всегда поручала решение задач по математике моему отцу. Он поможет. Я подходила к нему, он отдыхал на диване после работы. Всё заканчивалось тем, что уже в полудрёме я слышала, что он что-то говорит. Пока он соображал над задачей я засыпала. Из-пункта А в пункт Б.... ты слышишь, ты поняла? Ты сможешь сама объяснить решение? ... Да, да поняла, ну что мне писать то, а с ответами совпало? Ладно, спасибо, пап! И я вырубалась до завтра.. Но теперь, когда прошло уже больше 20 лет, мне так тепло от этих воспоминаний. Осталось такое доброе чувство папиной любви и поддержки и ещё его крепкого плеча и заботы. Ведь он тоже тогда пришёл с работы, устал, но не было никакого раздражения, злобы. Помню его глаза и улыбку, он так по-доброму смеялся всегда когда я уже засыпала в тот момент, когда искомый ответ был найден. У него было удовлетворение от проделанного интеллектуального труда и желание поделиться своей радостью открытия, только не с кем )))" . Конечно данный случай не является примером того, как нужно готовить домашнее задание, он скорее исключение. Дело в том, что задача родителей дать ребёнку поддержку, веру в то, что у него всё получится. Сын или дочь, должны видеть, что мама и папа принимают его, уважают его внутренний мир и готовы помочь в любом случае. Чуткий родитель должен чувствовать эту меру помощи. В вышеописанном примере отец своим поведением говорит: " Если близкому очень тяжело и он устал, я подставлю своё плечо, ведь мы семья". Другое дело, когда родители берут на себя все хлопоты и заботы до мельчайших деталей. А ребёнок как птенец сидит и только рот открывает. Это формирует в дальнейшем неправильное мировоззрение, воспитывает в человеке потребительство и как следствие проблемы во взрослой жизни. Насчёт возраста скажу так.Чем старше ребёнок, тем больше самостоятельности ему нужно давать. Тем более, что немного найдётся родителей, компетентных, к примеру, в решении задач по ряду предметов за 7-11 класс. Когда ребёнок родился, он только берёт и это нормально, далее учится отдавать (заботиться, помогать). Если человек научен испытывать удовольствие от процесса отдачи своей энергии на хорошие дела (домашнее задание в числе прочих), то это счастливый человек.

    Для начала разберёмся, что такое конфликт. Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоречивых или несовместимых сил ( взято из it-med.ru›library/k/konflikt.htm). Конфликты обычно сопровождаются негативными эмоциями, поэтому в сознании людей понятие конфликт также сопровождается негативными эмоциями. Но, тем не менее, без конфликта невозможно развитие. Развитие в целом как в мировом масштабе, так и в масштабе школьного класса, группы людей или двух людей (к примеру, в браке). Важно то, что нужно уметь конфликтовать, а этому нас нигде не учат. Мы знаем только, что конфликт это плохо и пытаемся избегать конфликтов, а если уж он случается, то каждый пытается отвоевать свою точку зрения и доказать свою правоту. Дело в том, что чем более человек эгоистичен, тем более он конфликтен. То есть он не может в какой-то мере поступиться своими интересами ради интересов другого. Антоним слова конфликт - компромисс. Компромисс – соглашение, при котором обе стороны жертвуют чем-то, для того, чтобы обоим было комфортно. То есть опять же умение жертвовать своими личными интересами. В конечном счёте, общение это и есть умение жертвовать. Если ребёнок постоянно конфликтует, то он не умеет договариваться, он слишком эгоистичен, и поэтому оказывается часто в ситуации конфликта. Родители в этом случае начинают часто обвинять других детей, учителя, ситуацию, хотя сами, по сути, имеют сходные проблемы. Родителям однозначно стоит вмешиваться, но не в потасовку между детьми. Им стоит задуматься, насколько я умею договариваться, как часто конфликты в моей жизни происходили и по моей вине, может, я тоже бываю не прав. Как только родители развернутся в сторону компромисса, ребёнок интуитивно пойдет за ними (родители и дети в энергетическом смысле одно целое) и ссоры между детьми в классе постепенно сойдут на нет. Конфликт будет присутствовать всегда, от этого никуда не уйдёшь, но ребёнок должен научиться его правильно проходить. В качестве дополнения добавлю, что дети начальной школы имеют высокий уровень возрастной агрессивности (это связано с рядом психологических причин), но вместе с тем, они же имеют высокий уровень лабильности и часто можно наблюдать, как двое детей, некоторое время назад ссорящихся, мирно и упоенно играют вместе. Я считаю, что в этом случае вмешиваться и раздувать проблему не стоит. Другое дело, когда ребёнок подвергается в школе нешуточным издевательствам в прямом смысле слова со стороны одноклассников, и он не может защитить себя. Если учителя при этом бездействуют, закрывают глаза на конфликт, считают, что это не их дело, пусть дети сами разбираются, то в этом случае конфликт разгорается и перерастает в войну. Разрешить такой конфликт очень сложно, часто здесь подключаются родители, и борьба продолжается уже между родителями. Чуткий и грамотный педагог способен увидеть конфликт в зачаточном состоянии, понять его истинную причину, развернуть детей на самоанализ своих поступков, учить детей искусству находить компромисс.

      Обучать в школе шестилетних детей начали в 80-х годах. Теоретической основой послужили труды учёного, педагога и мыслителя Ш.А. Амонашвили. В своих трудах он разработал совершенно уникальный и эффективный (как оказалось на практике) подход к обучению шестилетних детей. Он пишет: "Шестилетние дети - особый народ в детском государстве. Поэтому нам, их учителям и воспитателям, нужно, во-первых, знать, какие в связи с этим могут возникнуть проблемы; во-вторых, работать нужно с ними иначе, полностью сознавая, что за партами сидят другие дети, а не такие же или почти такие, как и семилетки" ( из кн. Амонашвили. "В школу с шести лет"). Долгое время система подвергалась критике и нападкам, затем её признали правильной. Но, к сожалению, форма осталась, а содержание исчезло. И сейчас мы видим, что безоценочная система превратилась в систему с выставлением наклеек и фишек (что равно оценкам), детей загружают домашним заданием в первом классе (ещё и на продлёнке задание на дом дают), об игре нет никакой речи и вобщем-то обучение ведётся без учёта психологических и физических особенностей шестилеток (так же как и семилеток). Поэтому, принимая решение о том, отдавать ли ребёнка в 6 лет в школу, нужно крепко задуматься.
      Обычно родители говорят: "Он хоть и маленький, но очень развитый. Читает, пишет, считает в уме, ещё и умножает и т.д. ... Ему пора в школу, в садике ему будет скучно." Отвечу так. В школе ему тоже будет скучно. Он готов освоить программу первого класса (как и многие, кто пришёл в школу). Но ему будет ещё тяжело физически выдерживать школьный темп жизни. Уделите этот год развитию ребёнка, больше с ним общайтесь, но не нужно "натаскивать" на школьные предметы. Развивайте познавательный интерес ребёнка. Самое время записаться в музыкальную школу. Можно ходить на курсы будущих первоклассников при школе, куда собираетесь отдать ребёнка.
       Не забудьте спросить мнение самого ребёнка. Если он ни в коем случае не хочет отставать от своих друзей, которые уйдут в школу, и дальнейшее пребывание в садике нанесёт ему психологическую травму, то целесообразно будет отдать его в школу. Случается такое, что ребёнок приходит в школу уже в октябре (родители поняли, что поступили неправильно, оставив в садике).
       Как понять, что он готов к школе психологически.
       Главная составляющая психологической готовности - это учебная мотивация. То есть ребёнок хочет познавать новое, у него есть выраженная познавательная потребность и умение трудиться. В противном случае у ребёнка есть игровая мотивация (хочется играть в школу). Его привлекает новый портфель, форма, красивые школьные принадлежности, но как только он сталкивается с необходимостью применить волевые усилия по овладению знаниями, ребёнок теряет интерес к учёбе. Надо сказать, что психологически готовы к школе далеко не все семилетние дети, не говоря уже о шестилетних. Поэтому так много проблем в учёбе появляется в дальнейшей школьной жизни. В психологической подготовке детей к школе большой труд вкладываете Вы, родители. Например, любовь к чтению прививается только в семье, в семье любящей книгу. Ребёнок, читающий из-под палки сквозь слёзы мучений никогда не будет иметь хорошую учебную мотивацию. И таких примеров примеров можно привести много. Поэтому в первую очередь сами потрудитесь над созданием психологической готовности и учебной мотивации.

    В России два извечных вопроса: «Кто виноват? и Что делать?»
     
    Вы описываете обычные проявления переходного возраста. Психолог С. Холл считал это периодом «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности». Натиск, а порой и негативизм проявляется на нежелание взрослых принимать взросление ребёнка. Недоверие, излишний контроль, обращение как к маленькому. (Интересно заметить, что такой растянутый и «трудный» период подростничества – прерогатива современной цивилизации. Как известно, в некоторых племенах, где происходит обряд инициации (посвящения во взрослую жизнь, обычно мальчиков) нет этапа между детством и взрослой жизнью. Вчера ты был ребёнок, а сегодня – ты мужчина. Права и обязанности как у взрослого мужчины. И спрос как со взрослого. Там нет никаких проявлений переходного возраста). Можно предположить, что реакция связана с действиями родителей, которые порой сами не догадываются, что не могут принять взрослого сына, понять, что с ними уже не малыш, а ровня. Где-то прочитала: «Учитель отчитывает старшеклассников: «Да вам же доверить ничего нельзя! Да в ваши годы Аркадий Гайдар командовал целой ротой, а вы!» В ответ один из подростков говорит: «Ему роту доверили, а Вы нам даже веника не доверяете».
     
    Подростка нужно уважать, спрашивать его мнение, не вмешиваться в его личное пространство без разрешения. Задайте себе вопрос: «Я всеми своими мыслями делюсь с близкими людьми? У меня не должно быть никаких секретов от них?». Вы скажете «Я имею право на личное пространство, есть вопросы, которые я пока не готов обсуждать, и т.д.» Так же и Ваш подросток, он сейчас открывает столько нового в себе: в духовном и физическом плане, он должен сам это сначала «переварить». Позвольте сыну быть взрослым.
     
    Если между вами в семье есть главный стержень - Любовь, Уважение и Терпение, то все трудности переходного периода вы преодолеете. В некоторых ситуациях спасает родительское чутьё, когда чувствуешь, что нужно сказать, сделать или не говорить, не делать. Нужно безусловно доверять этому чувству, интуиции. Если никакого взаимопонимания и духовной связи между взрослыми и детьми нет и не было в семье, здесь начинаются реальные проблемы. Появляются подростки, поведение которых не укладывается в границы нормы (те, кто ведёт себя асоциально, связался с дурной компанией, склонен к противоправному поведению, наркомании). Часто на физическом уровне семья даёт ребёнку всё, что необходимо для жизни и развития, но главный стержень отсутствует. В любом случае, Вы правы, начинать нужно с себя.

    Вопрос: Здравствуйте,у меня есть сын,учится в 4 классе,он носит в ушах небольшие золотые серёжки-колечки (увидел так у кого то в кино и стал просить проколоть ему уши,полгода уговаривал и наконец мы согласились и за хорошее поведение и учёбу 2 месяца назад прокололи ему уши и вставили золотые серьги).В школе все отнеслись к этому нормально,кроме классной руководительницы,которая стала требовать,чтобы сын снял серьги.Ну хорошо,начали снимать серёжки перед уроками и потом надевать,но это трудно,к тому же уши начинают зарастать.А недавно сын пришёл из школы домой и чуть ли не со слезами рассказал,что учительница сама минут десять на виду у всех вытаскивала у него из ушей серьги,так что уши стали красными.Скажите пожалуйста,как быть в такой ситуации,уж очень хочется ему оставить серёжки у себя в ушах?
    ----------------- 
      Ответ: Здравствуйте, честно говоря, Ваш вопрос заставил меня глубоко задуматься. Не судите строго, если мой ответ покажется вам слишком категоричным. Здесь не столько психология, сколько вопрос морали что-ли.
      Непросто ответить в ситуации, когда в образовании в целом царит мягко говоря «смута». Если раньше слово учителя являлось непререкаемым законом для ученика и его родителей, то нынче, когда нас пытаются «вставить» в отношения купли-продажи, часто учитель должен уже идти на поклон к детям и их родителям. Вальяжное заявление мальчика «уж очень хочется» конечно в тысячу раз весомее просьбы учителя и правил школы, а иначе – налицо нарушение прав ребёнка, а там и до ювенальной юстиции всего шаг. Вероятно, серёжки в данной ситуации только повод для подростка показать свою взрослость и дух противоречия. Не будьте провокатором в данной ситуации. Своим отношением и осуждением учительницы (пусть даже не явным), вы как бы даёте толчок этому конфликту. Раз он взрослый и принял самостоятельное решение, пусть сам отвечает за его последствия. Ведь у взрослых на работе тоже есть дресс-код, который нельзя нарушать, иначе можно потерять работу.
    Добавил: Марина


    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz